Директор ИСМАН академик А.Г. Мержанов и ученый секретарь института В.А. Веретенников приняли участие в работе Комиссии по комплексной проверке научной, научно-организационной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности Института химии силикатов имени И.В. Гребенщикова Российской академии наук (ИХС РАН). Редактор Web-страницы ИСМАН А.Е. Сычев провел беседу с участниками проверки и задал им несколько вопросов.
А. Е. Сычев: Скажите несколько слов об Институте химии силикатов. Чем он занимается? Почему проводилась комплексная проверка?
В. А. Веретенников: Мероприятия, подобные только что прошедшему, регламентируются Уставом РАН, и согласно «Основным принципам организации и деятельности научно-исследовательского института РАН» проводятся Отделением или Президиумом РАН не реже одного раза в пять лет.
А. Е. Сычев: Что произвело на Вас наибольшее впечатление?
А. Г. Мержанов: Знакомясь с институтом, я пытался сравнивать его с ИСМАНом. Результат сравнивания таков: ИХС более «термодинамический» институт, а в ИСМАНе больше развит кинетический подход к изучению явлений. Это не удивительно, т. к. ИСМАН вышел из недр Института химической физики, и наши ведущие сотрудники прошли школу академика Н.Н. Семенова. Должен сказать, что сотрудники ИХС отлично владеют термодинамическим аппаратом. Вкус к термодинамике им привил бывший директор института академик Михаил Михайлович Шульц, крупнейший специалист в области химической термодинамики.
А. Е. Сычев: А что все-таки Вас поразило в институте?
А. Г. Мержанов: Два аспекта деятельности института производят сильное впечатление: это издательская деятельность и молодежная программа. Институт выпускает много книг по химии и технологии силикатов.
В. А. Веретенников: Я хочу вмешаться и добавить, что за последние 4 года (проверка проводится за этот период) выпущено 6 монографий, 2 тома справочников, 6 учебных пособий. Эти книги-отличное подспорье не только для тех, кто начинает заниматься химией силикатов, но и для опытных специалистов, работающих в этой области.
А. Г. Мержанов: Издавать монографии, справочники, учебники и прочую литературу-это важная обязанность организаций, претендующих на роль лидеров в тех или иных областях научной деятельности.
А. Е. Сычев: Я понял, что в издательской деятельности надо брать пример у коллектива сотрудников ИХС. Правда, мы в последнее время улучшили ситуацию с публикациями. Можно напомнить, что за последние два года мы выпустили: монографии «Процессы горения и синтеза материалов» и «Твердопламенное горение» и сборник статей «Самораспространяющися высокотемпературный синтез: теория и практика». Но, по-видимому, мы все еще отстаем от ИХС.
А. Г. Мержанов: Но самое большое впечатление производит молодежная программа. Деятельность ИХС в этом направлении действительно грандиозна, и дело даже не в том, что есть программа, а в том, что в институте много молодых сотрудников, аспирантов, студентов. Когда мы с членом-корреспондентом РАН Г.Ф. Терещенко выступали с рассказом о нашей деятельности (по приглашению директора института академика В.Я. Шевченко) аудитория была заполнена молодыми людьми. Институт создает для молодых льготные условия работы, организует молодежные научные конференции, издает специальный молодежный журнал. Мне даже показалось, что эта деятельность носит, в какой-то мере, культовый характер, что здесь форма довлеет над содержанием. Но все равно, это- отлично. А для нашего времени, когда молодежь отвернулась (а, точнее сказать, ее отвернули) от науки, это просто здорово.
В. А. Веретенников: Я хочу добавить, что успеху в данной сфере способствует и целенаправленная финансовая политика: пятая часть бюджета института тратится на молодежную программу; соответственно, каждый пятый научный сотрудник-молодой специалист.
А. Е. Сычев: Представляет ли тематика ИХС интерес для сотрудничества в нашей области?
А. Г. Мержанов: Это большой вопрос. И он в работе комиссии, конечно, не обсуждался. Я могу высказать лишь свое мнение. Сотрудничество возможно по двум направлениям.
Первое-макрокинетика процессов в силикатных системах (т. е. рассмотрение химических процессов в силикатных системах с учетом тепло- и массообмена и источников тепла и вещества).
Второе-самораспространяющийся высокотемпературный синтез силикатов. Чтобы организовывать новые направления в науке, нужно либо иметь заказчика (с «мешком» денег), либо энтузиаста, увлеченного идеей. Ни того, ни другого пока нет.
Откровенно говоря, жалко, что «стекольное» направление в теории и практике СВС не развивается: синтез аморфных материалов, получение прозрачных продуктов горения, разработка СВС-технологии ситаллов и многое другое могли бы стать интересными направлениями исследований и разработок.
А. Е. Сычев: Вы ничего не сказали об организации конференций и совещаний. Какие мероприятия связаны с именем института?
В. А. Веретенников: Институт является организатором проводимых регулярно Всероссийских совещаний с международным участием по стеклообразному состоянию, по высокотемпературной химии силикатов и оксидов, по термоустойчивым функциональным покрытиям. Институт выступил организатором II съезда Российского керамического общества и ряда конференций по проблеме ультрадисперсного состояния, термодинамике и химическому строению расплавов и стекол.
А. Е. Сычев: А как справляется руководство института с проблемами обеспечения деятельности? Хватает ли ему средств?
А. Г. Мержанов: Средств никогда никому не хватает. Вернее, тем, у кого в голове много идей. А сотрудники института производят впечатление людей творческих. Но руководство института в поисках дополнительных источников обеспечения деятельности преуспевает. 60 процентов бюджета института-это средства, добытые инициативным путем. Это неплохо.
В. А. Веретенников: В этой связи следует упомянуть созданный при Институте Инновационно-технологический центр «Новые материалы и химические технологии». Он объединяет ряд самостоятельных организаций, занятых практической реализацией научно-технических разработок института. И хотя центр находится в стадии становления, уже есть примеры успешной реализации новейших разработок.
А. Е. Сычев: Можно что-либо сказать о руководителях института?
А. Г. Мержанов: Бывший директор института академик М.М. Шульц известнейший ученый, много сделал для становления института, для роста его авторитета. Я не был знаком близко с ним. Это человек яркого таланта. И в свои 83 года имеет светлую голову, сохраняет бодрость, оптимизм и огромное чувство юмора. Нынешний директор академик В.Я. Шевченко пришел в институт 4 года тому назад и сразу же стал его патриотом и реальным руководителем. У него жестко-волевой стиль руководства. Хорошо это или плохо, я не могу сказать. Наверное, это хорошо, т. к. приносит плоды: институт под его руководством прогрессирует. Я впервые увидел заместителя директора В.А. Жабрева и понял, что многое в институте-дело его рук. С заместителем директора по общим вопросам В.Е. Чибисовым я был уже знаком. Это опытнейший организатор с огромным стажем. Его стиль-вкрадчивая, спокойная работа без явно выраженных эмоций, но со 100-процентной гарантией. Имея таких помощников, директор института может ограничить себя лишь стратегической деятельностью.
В. А. Веретенников: Эта стратегическая деятельность сосредоточена, по моим впечатлениям, на разработке перспективных научных направлений в области неорганической химии и материаловедения.
А. Е. Сычев: Как работала комиссия? Справилась ли она со своими обязанностями?
А. Г. Мержанов: Комиссия, имея такого председателя, как академик П.Д. Саркисов, такого секретаря, как член-корреспондент А.Д. Изотов и замечательно подобранную команду членов, не могла не справиться со своими обязанностями. Да и В.Я. Щевченко оказывал комиссии всевозможную помощь. Считаю, что комплексная проверка институтов РАН - это не только нужное, но и интересное дело.
|